Трекер

Кто такие трекеры и что такое трекинг?

Есть разные определения:

  • Трекинг — это индивидуальная работа с руководителем бизнеса, перед которым стоит сложная задача: масштабная трансформация компании, поиск ценности и первоначальный запуск или перезапуск основного продукта, выход из кризиса, достижение целей принципиально нового для компании уровня. StartupMagic
  • Трекер - человек, который обладает методологией роста компании. ФРИИ
  • Трекер - бизнес-консультант, который работает на стыке командного консалтинга и личного коучинга. Помогает бизнесу вырасти в 2, 3, 5, 10 раз. RightTrack
  • Трекер это специалист по кратному росту бизнеса путём работы с узкими местами в компании и проблемами в голове основателя. ProductVision

Для меня лично трекинг - это

  • вид бизнес-консультирования
  • работа ведется в первую очередь с руководителем бизнеса, но не ограничивается, важна работа со всей ключевой командой бизнеса
  • сфокусированная интенсивная работа на выявлении и устранении ключевых ограничений, мешающих развитию бизнеса

Откуда взялись?

Историю появления можно прочитать здесь.

Что внутри методологии?

  • Теория ограничений. Одно из условий роста - фокус на поиске и устранении ограничений, мешающих расти. Типовые ограничения:
    • Стартап или новый продукт - чаще всего имеет проблемы на уровне ценностного предложения и работы с клиентами. Делает что считает нужным, а не то, что будут покупать.
    • Зрелая организация - застревает в текущей работе, теряет целеполагание, связь с клиентами, рассинхронизируется внутри.
  • Фокусировка на достижении результата. Делаем самое важное.
  • Видение будущего. Идем от желаемого результата, приближаем его, постоянно проверяем на нужном ли пути.
  • Движение гипотезами. Мы не знаем точно, что сработает, поэтому организуем цикл тестирования гипотезам по всему циклу - сегментация клиентов, выявление проблем, каналы продаж и так далее.
  • Трекшн карта. Базовый путь стартапа - на чем и в каком порядке стоит фокусироваться для получения лучшего результата. Чего не надо делать, пока не закончены предыдущие работы.
  • Личный коучинг. От первого лица, его целей, состояния, подходов в первую очередь зависит и организация, как система, и результат.
  • Командный коучинг. Без команды в одиночку не справиться. Важно, чтобы команда работала слаженно и обладала всеми необходимыми навыками и компетенциями. Иначе даже самая блестящая идея провалится от неудачной реализации.
  • Специализированные навыки и компетенции
    • Стартапам - больше помогать с выстраиванием процессов продаж и маркетинга - исследования клиентов, интервью, JTBD, Growth Hacking.
    • Зрелым организациям - стратегирование, выстраивание процессов, синхронизация, управление потоками работ, спиральная динамика.

Где этому учат?

  • Школа трекеров Калинина. Евгений создавал методику и отлично объясняет инструменты и как они работают.
  • Университет Кратного Роста RightTrack. Александр Бакеев много фокусируется на психологических аспектах работы с первым лицом, лучше его проходить позже, освоив фундамент у Евгения.

Проходил обе школы, правда в обратном порядке. Есть другие школы, их появляется много, какие-то организуют бывшие трекеры ФРИИ, другие - те, кто у них учились и так далее. Моя личная рекомендация - начинать со школы Евгения Калинина.

Есть ли сертификации?

Есть и каждая сертификация служит своей цели.

  • ФРИИ - сертифицирует трекеров по работе со стартапами. Сертификация создана для эффективного выстраивания работы трекеров с портфельными компаниями ФРИИ и инновационными проектами корпораций. Ориентирована на специфику ФРИИ.
  • RightTrack - с одной стороны - должна помочь клиенту выбрать трекера. С другой - также ориентирована на решение специфических задач компании, выстроить в ней пирамиду обучений и сертификаций аналогично другим коучинговым системам.

Помогает ли она - каждый решает сам, у меня нет планов сертифицироваться по этим программам.

Есть ли специализация трекеров?

Да. Компания, в процессе роста, проходит разные этапы. На каждом из этапов возникают свои проблемы и необходимо уметь с ними работать. Одно дело - поработать со стартапом на уровне идеи и помочь ему выйти на первый миллион продаж. Совсем другое - работа со зрелой компанией с оборотами в несколько сотен миллионов рублей и выше.

Мой основной интерес:

  • цифровые продукты
  • компании, которые уже вышли на оборот от 50-100 млн рублей в год

Можно ли учиться бесплатно?

Да. У Евгения Калинина есть в открытом доступе отличные материалы:

Зачем тогда нужен трекер?

Отлично, когда клиент сам знает методологию, подходы и теорию. Это упрощает и ускоряет работу. Но только барону Мюнхаузену удается вытащить себя за волосы из болота, в реальной жизни так не получается.

  • Если вы не увлечены своей идеей - нельзя достичь успеха
  • Если вы увлечены - практически невозможно отстраниться и смотреть на свою идею, на себя и на свои действия со стороны.

Чтобы возвращаться к реальности - нужен независимый взгляд со стороны.

Есть рекомендация - если трекер, работающий с клиентом, так увлекся идеей, что решил войти в проект, то в этот момент он перестает быть для них трекером, становится участником и проекту нужен другой трекер.

Связанные заметки